Сектор развития индивидуальности и приспособления детей и подростков

Елена Романовна Слободская

Заведующая лабораторией, главный научный сотрудник
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент
Слободская Елена Романовна
электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
телефон: (383) 334-89-57

 

Сотрудники

  ФИО Должность, ученая степень, ученое звание Телефон Адрес электронной почты
1 Слободская Елена Романовна
Заведующая сектором, главный научный сотрудник
доцент, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
2 Корниенко Ольга Сергеевна
Научный сотрудник
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
3 Риппинен Татьяна Оскаровна
Научный сотрудник
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
4 Варшал Александра Владимировна
Младший научный сотрудник
кандидат биологических наук
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
5 Козлова Елена Александровна
Младший научный сотрудник
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
6 Логинова Светлана Васильевна
Младший научный сотрудник
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
7 Лето Ирина Викторовна
Младший научный сотрудник
(383) 334-87-57 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Основные направления исследований

  • Психическое здоровье и благополучное развитие детей от младенческого до старшего подросткового возраста.
  • Индивидуальные особенности: черты личности и темперамента, их иерархическая структура.
  • Факторы риска и защиты в процессе развития детей.
  • Межкультурные сравнения развития личности и психического здоровья.

 

Важнейшие научные результаты

  • Адаптирован и валидизирован для применения в России ряд международно признанных психометрических инструментов: опросники для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей (SPSRQ-C, Кузнецова, Слободская, 2010) и подростков (SPSRQ-J, Кузнецова, Слободская, Риппинен, 2013), Интервью о практике воспитания (PPI, Варшал, Слободская, 2011; 2013); разработана краткая форма Списка индивидуальных особенностей ребенка для славянских языков (ICID-S, Slobodskaya, Zupančič, 2010). Исследована обоснованность и надежность диагностических методик, широко применяющихся в детской психиатрии и психологии: опросника Сильные стороны и трудности (SDQ, Goodman, Heiervang, Fleitlich-Bilyk, Alyahri, Patel, Mullick, Slobodskaya, dos Santos, Goodman, 2012) и форм Ахенбаха для родителей (CBCL), учителей (TRF) и самоотчетов подростков (YSR) (Grigorenko, Geiser, Slobodskaya, Francis, 2010). 
  • В эпидемиологических исследованиях и по данным статистической отчетности изучена распространенность проблем психического здоровья у детей и подростков (Макашева, Слободская, 2015а, б; Goodman et al., 2012; Slobodskaya, Semenova, 2015).
  • Установлен вклад индивидуальных особенностей и факторов ближайшей и отдаленной среды в благополучие и выраженность распространенных проблем психического здоровья с раннего детского до подросткового возраста (Варшал, Слободская, 2011; Gartstein, Slobodskaya, Kirchhoff, Putnam, 2013; Kuznetsova, Slobodskaya, 2012; Slobodskaya, Akhmetova, 2010), в т.ч. использование компьютера (Риппинен, Слободская, 2014а, б; Савкина, Слободская, 2010а,б, 2011), употребление психоактивных веществ подростками (Ахметова, Слободская, 2010, 2011, 2013, 2014; Ахметова, Слободская, Кузнецова, Риппинен, 2014) и суицидальное поведение (Макашева, Слободская, 2013); установлен характер взаимодействия индивидуальных и средовых факторов в их влиянии на благополучие и психическое здоровье (Слободская, 2014; Слободская, Ахметова, 2012; Слободская, Ахметова, Кузнецова, Риппинен; 2012; Slobodskaya, Akhmetova, Rippinen, 2014).
  • В продолжительных исследованиях установлена стабильность и изменения личностных черт и распространенных поведенческих и эмоциональных проблемв детском и подростковом возрасте (Slobodskaya, Kozlova, 2016; Ахметова, Слободская, 2013) и оценен вклад демографических, семейных и психофизиологических факторов в динамику развития (Козлова, Слободская, 2014; Козлова, Ахметова, Слободская, 2014; Козлова, Слободская, Ахметова, 2014; Кузнецова, Слободская, 2010; Slobodskaya, Kuznetsova, 2013).
  • Определены сходство и межкультурные особенности раннего темперамента в России и ряде восточных и западных стран (Gartstein, Slobodskaya, Żylicz, Gosztyla, Nakagawa, 2010; Slobodskaya, Gartstein, Nakagawa, Putnam, 2013). 
  • Установлена иерархическая структура личностных черт у детей и подростков (Slobodskaya, 2011; Tackett, Slobodskaya, Mar, Deal, Halverson, Baker, Pavlopoulos, Besevegis, 2012), показано, что личностные особенности и распространенные поведенческие и эмоциональные отклонения с раннего возраста имеют общую иерархическую структуру (Slobodskaya, 2011, 2014).

 

Избранные публикации

Главы из монографий

  • Slobodskaya H. R. Behavioral Problems, Effects of Parenting and Family Structure on // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2-nd edition / Ed.-in-chief J. D. Wright. – Oxford : Elsevier. – 2015. – V. 2. – P. 470–476.

2016 год

  • Zupančič M., Kavčič T., Slobodskaya H. R., & Akhmetova O. A. Broad and Narrow Personality Traits Predicting Academic Achievement Over Compulsory Schooling A Cross-Sectional Study in Two Countries // The Journal of Early Adolescence. – 2016. – V. 36, No. 6. – P. 783-806.
  • Slobodskaya H. R., Semenova N. B. Child and adolescent mental health problems in Tyva Republic, Russia, as possible risk factors for a high suicide rate // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2016. – V. 25, No. 4). – P. 361-371.
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. № 1.– С. 80—96.
  • Slobodskaya H. R., Kozlova E. A. Early temperament as a predictor of later personality // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 99. – P. 127-132.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Динамика психического здоровья в детском возраст // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2016.– № 1. – С. 71-75.

2015 год

  • Макашева В. А., Слободская Е. Р. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С. 38-45.

2014 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Rippinen T. O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 48. –P. 33-44.
  • Козлов Е. А., Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Стабильность и изменения личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, №1. – С. 33-40.
  • Риппинен Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. –2014. – Т. 35, № 4. – С. 18-25.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Системы поведенческого приближения и торможения и употребление психоактивных веществ подростками // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – Т. 114, №8. – С. 92-97.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р., Кузнецова В. Б., Риппинен Т. О. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2014. – № 4. – С. 81-89.
  • Slobodskaya H. R. The hierarchical structure of personality and common psychopathology in childhood // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 53. – P. 36-46.
  • Слободская Е. Р. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей // Вестник РГНФ. – 2014. – № 3(76). – С. 196-204.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Социально-экономические факторы психического здоровья детей и родителей: продолжительное исследование // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2014. – № 3. – С. 14-18.

2013 год

  • Слободская Е. Р. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у подростков // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 1. – С. 69-80.
  • Slobodskaya H. R., Gartstein M. A., Nakagawa A., Putnam S. P. Early temperament in Japan, the United States US and Russia: do cross-cultural differences decrease with age? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – V. 44, No. 3. – P. 438 - 460. 
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Интервьюирование родителей в изучении расстройств поведения у детей // Психиатрия. – 2011. – № 2. –С. 31-39.
  • Slobodskaya H. R., Kuznetsova V. B. The role of reinforcement sensitivity in the development of childhood personality // International Journal of Behavioral Development. –2013. – V. 37, No. 3. – Р. 249 – 257.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Пятифакторная модель личности и употребление психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии.– 2013. – № 1. – С. 89-98. 
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Kirchhoff C., Putnam S. P. Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U.S. // International Journal of Developmental Science. – 2013. – V. 7. – Р. 95 – 104.

2012 год

  • Слободская Е. Р. , Ахметова О. А. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Взаимодействие чувствительности к подкреплению и семейных факторов благополучия детей и подростков // Психологический журнал. – 2012.– Т. 33, № 3. – С. 86-95.
  • Tackett J. L., Slobodskaya H. R., Mar R. A., Deal J., Halverson Jr. C. F., Baker S. R., Pavlopoulos V., & Besevegis E. The hierarchical structure of childhood personality in five countries: Continuity from early childhood to early adolescence // Journal of Personality. – 2012. – V. 80. – P. 1-33.
  • Goodman A., Heiervang E., Fleitlich-Bilyk B., Alyahri A., Patel V., Mullick M. S. I., Slobodskaya H. R., dos Santos D. N., Goodman R. Cross-national differences in questionnaires do not necessarily reflect comparable differences in disorder prevalence // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. – 2012. – V. 47, No. 8. – P. 1321-1331.

2011 год

  • Slobodskaya H. R. Two superordinate personality factors in childhood // European Journal of Personality. – 2011. – V. 25, № 6. – P. 453–464. 
  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Динамика отклонений психического здоровья у детей и подростков: роль чувствительности к подкреплению и семейных факторов // Психиатрия. – 2010. – № 6. – С. 16-21. 
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Психическое здоровье, психосоциальные и личностные характеристики подростков, употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества подростками // Вопросы наркологии. – 2011. – № 6. – С. 59-66.

2010 год

  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 2. – С. 145-154.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Żylicz P. A., Gosztyla D. & Nakagawa A. A Cross-cultural Evaluation of Temperament Development: Japan, United States of America, Poland and Russia // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. – 2010. – V. 10. –P. 55-75.
  • Slobodskaya H. R., Zupančič M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences - Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. – 2010. – V. 52, № 1. – P. 23-39. 
  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // International Journal of Behavioral Development. – 2010. – V. 34, No. 5. – P.441-451.
  • Grigorenko E. L., Geiser C., Slobodskaya H. R., Francis D. J. Cross-Informant Symptoms from CBCL, TRF, and YSR: Trait and Method Variance in a Normative Sample of Russian Youths // Psychological Assessment. – 2010. – V. 22, No. 4. – P. 893-911.

2009 год

  • Gartstein M. A., Peleg Y., Young B. N., & Slobodskaya H. R. Infant temperament in Russia, United States of America, and Israel: Differences and similarities between Russian-speaking families // Child Psychiatry and Human Development. – 2009. – V. 40. – P. 241-256.
  • Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Значение систем приближения и торможения поведения для употребления психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2009. – № 2. – С. 77-84.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Putnam S. P., Kinsht I. A. A Cross-Cultural Study of Infant Temperament: Predicting Preschool Effortful Control in the United States of America (U.S.) and Russia // European Journal of Developmental Psychology. – 2009. – V. 6. – P. 337-364.

2008 год

  • Knyazev G. G., Zupančič M., Slobodskaya H. R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2008. – V. 39. – P. 317-334. 
  • Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Гартштейн М. Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 5. – С. 121-136.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 70-79. 
  • Слободская Е. Р., Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Рябиченко Т. И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. – 2008. – № 1. – С. 16-23.

2007 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Ryabichenko T. I. Siberian child and adolescent mental health: prevalence estimates and psychosocial factors // Alaska Medicine. – 2007. – V. 2, Suppl. 2. – P. 248-254.
  • Slobodskaya H. R. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. – 2007. – V. 43, № 4. – Р. 913-924.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Соотношение личностных моделей «Большой пятерки», Г. Айзенка и Дж. Грея // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 4. – С. 75-81.

2006 год

  • Слободская Е. Р., Князев Г. Г., Сафронова М. В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и ее использование для оценки приспособленности и риска употребления психоактивных веществ // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 94-105. 
  • Слободская Е. Р., Гудман Р., Рябиченко Т. И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. – 2006. – № 2. – С. 28-36.
  • Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Personality types and behavioural activation and inhibition in adolescents // Personality and Individual Differences, 2006. Vol. 41 (8). P. 1385-1395.

2005 год

  • Gartstein M. A., Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Cross-cultural differences in the structure of infant temperament: United States of America (U.S.) and Russia // Infant Behavior and Development. – 2005. – V. 28, No. 1. – P. 54-61.
  • Goodman R., Slobodskaya H. R., Knyazev G. G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. – 2005. – V. 14. – P.28-33.
  • Slobodskaya H. R., Safronova M. V., Windle M. Personality, temperament and adolescent adjustment in modern Russia // Personality and Individual Differences. – 2005. – V. 39, No. 1. – P.167-178.
  • Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 59-67.

 

Диагностические инструменты

  • Опросник "Сильные стороны и трудности ребенка" (SDQ, Goodman, 2001; http://www.sdqinfo.com) - краткий скрининговый инструмент для оценки психического здоровья и приспособленности детей и подростков 4-16 лет (версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет) и компьютерная программа для обработки данных и выдачи заключения, русский вариант (ССТ, Goodman et al., 2005). 
  • Оценивание развития и благополучия (DAWBA, Goodman et al., 2000; http://www.dawba.com) - набор интервью, опросников и алгоритмов, который генерирует диагнозы распространенных поведенческих, эмоциональных, гиперкинетических и менее распространенных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV у детей и подростков от 4 до 17 лет, русская версия (ОРИБ, Goodman et al., 2005). 
  • Система эмпирически обоснованного оценивания Ахенбаха (The Achenbach System of Empirically Based Assessment, ASEBA; http://ASEBA.uvm.edu) - проверочные листы и опросники для оценки компетентности и отклонений психического здоровья у детей от 1.5 до 18 лет; русские версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет (CBCL/1.5-5, CBCL/6-18, TRF/6-18, YSR/11-18) и взрослых от 18 до 59 лет (ACBL, ASR), русские варианты (Slobodskaya, 1999). (ASEBA - Achenbach System of Empirically Based Assessment, http://ASEBA.uvm.edu). 
  • Модифицированный опросник поведения младенцев от 3 до 12 месяцев (IBQ-R, Gartstein & Rothbart, 2003), включает 14 шкал: Уровень активности, Улыбки и смех, Страх, Гнев, Длительность ориентировки, Утешаемость, Звуковая реактивность, Удовольствие высокой и низкой интенсивности, Падение реактивности/ Регуляция возбуждения, Прижимание/Соединение, Сенсорная чувствительность, Грусть и Приближение. Русский вариант (Gartstein, Slobodskaya, Kinsht, 2003). 
  • Опросник для оценки поведения детей раннего возраста от 1 до 3 лет (ECBQ, Putnam, Ellis, & Rothbart, 2001), включает 13 шкал: Фокусировка внимания, Переключение внимания, Дискомфорт, Сильное удовольствие, Тормозный контроль, Тихое удовольствие, Сенсорная Чувствительность, Положительное предвосхищение, Грусть, Утешаемость/Падение реактивности, Уровень активности, Подверженность гневу и Социальная пугливость. Русский вариант.
  • Список индивидуальных особенностей ребенка (ICID, Halverson et al., 2003) - свободный от возраста и культуры инструмент для оценки индивидуальных особенностей детей в когнитивной, социальной и эмоциональной сфере; русский вариант (Князев, Слободская, 2005) Для родителей и учителей детей от 2 до 18 лет; подростков и молодых взрослых. С помощью 108 пунктов оценивают 15 шкал (общительность, застенчивость, активность, положительные эмоции, антагонизм, упрямство, отрицательные эмоции, сочувствие, покладистость, организованность, ориентацию на достижения, отвлекаемость, боязливость, неуверенность, интеллект/обучаемость и открытость опыту) и 5 суперфакторов (экстраверсия, нейротизм, уступчивость, сознательность и открытость ). Краткая форма (ICID-S, Slobodskaya, Zupančič, 2010) из 62 пунктов.
  • Опросник Стили жизни для родителей детей от 3 до 18 лет и подростков 11-18 лет (Сафронова, Слободская, 2004). Выявляет размер, состав и материальное положение семьи, образование и профессиональный статус родителей, жилищные условия и безопасность местожительства, отношения в семье (сходство взглядов, конфликты, насилие, совместное премяпрепровождение, поддержка), методы воспитания (наличие телесных наказаний, родительский мониторинг), предпочтения детей и семейные ценности (ориентация на западную или национальную культуру), занятия спортом, религиозность, включение семьи и ребенка в негативное потребление (табака, алкоголя, наркотиков)

 

Гранты

  • РНФ, 2016-2018, № 16-18-00003 «Волевая регуляция в детском возрасте: развитие и связь с благополучием и проблемами психического здоровья»
  • РФФИ, 2016-2018, № 16-06-00022 «Связь раннего темперамента с личностными особенностями в процессе развития»
  • Berry Family Faculty Excellence Fellowship project, 2014-2015, «The Influence of Temperament and Culture: Growing-up Healthy or Facing Mental Health Problem».
  • РГНФ, 2014-2016, № 14-06-00139 «Значение раннего темперамента для благополучного развития детей: лонгитюдное исследование».
  • РФФИ, 2013-2016, № 13-06-00156 “ Изменяется ли вклад чувствительности к подкреплению в структуру личности и распространенной психопатологии в процессе развития от раннего детского до взрослого возраста?”
  • РГНФ, 2011-2013, № 11-06-00517а “Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты”
  • РФФИ, 2008-2010, № 08-06-00011-а «Чувствительность к подкреплению как биологическая основа иерархической структуры нормальной и отклоняющейся личности на разных этапах развития»
  • РГНФ, 2007-2009, № 07-06-00016а, «Биологические и социальные корни трех типов личности».
  • РФФИ, 2004-2006, № 04-06-80028-а "Индивидуально-психологические особенности как фактор приспособления личности в процессе развития".
  • РГНФ, 2004-2006, № 04-06-00-477а "Психическое здоровье российских детей и подростков: социально-экономическое положение и стиль жизни как факторы риска и защиты"
  • РФФИ, 2005-2007, № 05-06-80033-а, "Связь личностной тревожности с силой реципрокных связей между осцилляторными системами мозга".
  • РГНФ, 2004, № 04-03-65001а/т “Роль семьи и организаций по работе с молодежью в формировании отношения подростков к потреблению психоактивных веществ” 
  • РФФИ, 2003-2004, 03-06-80058-А, «Осцилляции мозга и активация поведения» 
  • РГНФ, 2003, № 03 03 00553 а/т, «Социальные и личностные факторы риска употребления наркотиков среди студенчества» 
  • РГНФ, 2002, № 02 03 00099 а/т, «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты» 
  • Wellcome Trust, 2001, № 065834/Z/01/Z, Evaluating measures and ascertainment techniques for a study of Russian child mental health"
  • РГНФ, 2000, № 00-06-00217а, "Социальные и биологические факторы психического и соматического здоровья новосибирских школьников".